Есть еще один аспект. Даст свое наложение ностальгия по 90-м и 00-м годам. Уже сейчас группы вроде «Демо» или «Технология» активно участвуют в фестивале «Супер ДискотЭка 90-х». И хотя никакой творческой конкуренции с грандами 80-х эти имена категорически не выдерживают, свою долю ностальгического пирога они непременно откусят.
Эти тенденции легче отследить в интернете, где сфокусирована наиболее молодая и активная часть населения страны. Спрос на музыку 70-80-х неизменно стабилен, однако среди музыкантов нулевых годов явных лидеров фактически нет. Это означает, что к поколениям нулевых почти полностью исчезла та культурная общность, которая связывала контекст для предыдущих «советских» поколений. Аудитория разбилась на микросегменты, отражающие музыкальные вкусы даже не субкультур, а отдельных тончайших слоев. Свою роль сыграли как крушение «железного занавеса», так и доступность любого музыкального контента в интернете. В этом смысле ситуация с музыкой в России пришла к общеевропейскому знаменателю.
При такой изощренной структурированности почти невозможно как даже очень популярному артисту собрать большой зал, так и промоутеру найти общий ностальгический срез для широкой аудитории. Поклонницам МакSим будет чужд ди-джей Tiesto, а любителям поп-рока «Зверей» - фолк-рок «Мельницы». И ситуация с каждым годом обрастает все большим количеством разъединяющих публику нюансов.
Единственный разворот сложившейся устойчивой ситуации случится в том случае, если вдруг появится даже не супер-артист (они-то изредка появляются, например, Елена Ваенга или Justin Bieber), а целый полнокровный музыкальный жанр, который в бурлящем водовороте идей выбросит к звездам целую генерацию популярных артистов, как это было в свое время с рок-н-роллом или диско. Шансы на такой креативный взрыв минимальны, но они всегда есть.
Тем не менее, нет сомнений, что ностальгический заряд и артистическую мощь Валерия Леонтьева или Валерия Меладзе промоутеры будут использовать до самого конца, и сам массовый зритель, скорее всего, просто не увидит для себя иной альтернативы в ближайшие десятилетия.
|