Показать сообщение отдельно
  #3  
Старый 21.02.2011, 13:37
Аватар для Вячеслав Серёгин
Вячеслав Серёгин Вячеслав Серёгин вне форума
Живу я здесь
 
Регистрация: 01.10.2009
Сообщений: 73,358
По умолчанию

Мы видим в первой десятке сразу две песни Стаса Михайлова, сегодняшнего флагмана жанра. Имена остальных артистов тоже весьма известны и популярны. Но нет ни одной блатной песни. Лагерной тематике посвящена только одна песня («Журавли над лагерем»), а еще одна песня, напротив, повествует о нелегкой жизни милиционера (!) и его карьерном росте («Опер»). Остальные песни можно смело называть любовной лирикой.

Более того, самые кассовые артисты русского шансона фактически стали полноценными поп-артистами: сольные концерты Елены Ваенги и Стаса Михайлова показывают в прайм-тайм Первого канала, в своем творчестве они вырвались далеко за рамки бесхитростного аккомпанемента (у каждого имеется не просто группа, но свой собственный оркестр) и узкой романсовой тематики. Теперь концерты Михайлова или Ваенги – это изощрённые оркестровые аранжировки, профессиональный вокал и артистизм высокого класса. Видя такие успехи, вслед за ними двигаются вслед другие артисты жанра. А от кого они отдаляются? От блатной песни.

Исполнители блатного направления русского шансона остаются популярны, но в новых песнях они практически не используют феню и мат, тем самым значительно видоизменяя сам жанр. Апологеты блатной песни даже говорят о кризисе жанра, о его «опопсении». И в этом смысле с ними можно согласиться. Выход артистов из полуподполья, из прокуренных ресторанов на большие респектабельные площадки потребовал от них гораздо большего профессионализма. Кто смог, тот нарастил его. Кто не смог – остался работать в ресторанном формате.

Исследователь русского шансона Виктор Солдатов так формулирует критерии жанра: «Сюжетность песен, их тесная связь с конкретными жизненными ситуациями, позициями и переживаниями людей (если коротко – это песни «за жизнь»); мелодичность на основе многонациональной российской народной мелодики; использование в стихах стилистики городской разговорной речи с её характерными оборотами и отчасти жаргонизмами; подчинённость музыкального сопровождения содержанию и структуре песенных текстов; неакадемизированные и даже непевческие голоса «людей из народа», поющих не столько для демонстрации вокала или возбуждения двигательной активности слушателей, сколько для передачи душой и сердцем содержания и чувственного наполнения песенных историй. …Песенные стихи русского шансона интерсоциальны по содержанию, демократичны, просты и понятны, они в основном куплетны, архетипичны, поливариантны и наделены традиционной балладно-романсной топикой».

В содержательном смысле русский шансон состоит из поджанров: блатная песня, бардовская песня, городской романс, военные песни. Каждый из них делится на стили и подстили. Например, общее понятие блатной песни вполне раскладывается на уличные (хулиганские), воровские, дворовые, босяцкие, застольно-ресторанные, эмигрантские, тюремные и шуточные. Городской романс раскладывается на русский романс, поп-шансон, рок-шансон, альтернативный, цыганский, кавказский, немецкий русскоязычный и иной шансон. Военные песни условно делятся по месту боевых действий и стилистике – любовные, социальные и т.п. Довольно сильно разрозненны исполнители бардовской песни, подробное их рассмотрение выходит за рамки данного эссе. Многие артисты мигрируют из одного в другой поджанр, в зависимости от творческих задач.

При этом стоит обратить особое внимание на то, что русский рэп, активно затрагивающий уголовную тематику и использующий феню, пока формально в жанр русского шансона не входит.

В число наиболее популярных артистов русского шансона, помимо упомянутых, входят также «Лесоповал», Сергей Трофимов, Ирина Круг, Денис Майданов, Гарик Кричевский, «Бутырка», «Воровайки», «Голубые береты», Александр Розенбаум, Иван Кучин, Александр Новиков, Михаил Шелег, Гера Грач, Жека, Александр Маршал, Рада Рай, Ефрем Амирамов, Григорий Лепс, Катерина Голицына, Никита Джигурда, Владимир Захаров, Евгений Кемеровский, Александр Кальянов, Виктор Королёв, Сергей Любавин, Слава Медяник, Таня Тишинская, Вика Цыганова, Наталья Штурм, Любовь Успенская, Владимир Асмолов, Анатолий Полотно, Андрей Бандера, Леонид Портной и др. Альтернативный шансон представлен такими именами, как Дмитрий Хоронько, Алексей Паперный, Гуджа Бурдули, «Ленинград», «Красная плесень», Вадим Степанцов и другие.

Тенденции профессионализации жанра все заметнее, в Кремле на «Шансоне Года» шансону подыгрывает Игорь Бутман и джаз-квартет «Фонограф», и нет сомнений, что большинство успешных артистов русского шансона в ближайшее время станет частью музыкального поп-мейнстрима. При этом останутся здравствовать и многочисленные некоммерческие сегменты русского шансона, в том числе самого радикального характера. Шансон процветает, нравится это многим, или нет...
Ответить с цитированием