С разрешения пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний РФ, я встретился и пообщался с Ольгой Коняхиной, отбывающей срок в женской колонии под Владимиром. Оказалось, что она и там продолжает заниматься прежней деятельностью – работает в клубе и силами заключенных организует самодеятельные концерты.
- Я во многом пострадала из-за того, что София Ротару, будучи гражданкой Украины, вела свою концертную деятельность на территории России абсолютно незаконно, без оформления должных документов, - призналась Ольга Петровна. – Несмотря на то, что я на протяжении 10 лет работала ее директором, наши трудовые отношения официально никак не были зафиксированы – ни по трудовой книжке, ни по договору. Единственное, на что пошла Ротару, - сделала мне визитную карточку, что я ее директор. После концертов она из рук в руки передавала мне наличными мое вознаграждение, размер которого каждый раз определяла по своему усмотрению. Точно так же, наличными, я получала и передавала ей гонорары за концерты. Никакие официальные документы при этом не оформлялись, и налоги не платились. Конечно, все это вызывало у меня вопросы. Но возможность работать с артисткой такого уровня и зарабатывать приличные деньги перевешивала у меня боязнь вляпаться в какую-то историю.
- Подождите! Но у Ротару вроде была какая-то фирма – арт-студия «София». Помнится, печать этой фирмы стояла на расписках, которые вы давали организаторам концертов при внесении предоплаты («ЭГ»№ 26, 2009).
- На самом деле никакой арт-студии «София» не существовало. Это было просто факсимиле, которое ставилось для солидности, когда посылались письма в официальные инстанции. На Украине у Ротару была какая-то другая фирма. Через нее она платила минимальные налоги с гонораров за украинские концерты. Но я даже не знала, как она называлась. Знала только, что всеми бухгалтерскими делами занималась ее сноха Света. Время от времени она звонила мне и говорила: «Нам надо отчитываться о налогах. Софии Михайловны год не было на Украине. Дай нам бумаги, что она работала в России и заплатила там все налоги!». «Откуда же я возьму такие бумаги?! - недоумевала я. – Ведь все концерты проходили неофициально». Я неоднократно предлагала Ротару открыть представительство в России и проводить все законным путем. Но у нее всегда была позиция, что российское государство не должно знать, сколько она зарабатывает на территории России. Суммы ее гонораров категорически запрещалось где-либо озвучивать и фиксировать. Даже от своей семьи она их скрывала и в присутствии родственников никаких переговоров по денежным вопросам не вела.
- Как же организаторы концертов соглашались работать с ней без документов? Ведь им нужно было как-то отчитываться за деньги, которые они ей платили.
- Ради того, чтобы провести концерт Ротару и заработать на ней, они шли у нее на поводу и придумывали различные хитроумные схемы расчетов. В частности, создавали «левые» фирмы-«однодневки». Проводили и обналичивали через них деньги. А потом эти фирмы закрывали. Дополнительная сложность состояла в том, что Ротару брала гонорары только в валюте. Поскольку валютные расчеты у нас запрещены, приходилось или идти на нарушение закона, или потом обменивать полученные рубли на доллары.
- Организаторы рассказывали мне и о других причудах Ротару. Правда ли, например, что она возила на все концерты громоздкий дат-магнитофон выпуска 90-х годов и требовала, чтобы фонограмму с ее голосом запускали только с него?
- На самом деле возили два дат-магнитофона. На случай, если один откажет. Считается, что такие магнитофоны устарели. Но они по-прежнему обеспечивают наилучшее качество звука. Это вам любой звукорежиссер подтвердит.
- Еще я слышал от организаторов, что перед приездом Ротару им всегда давалось указание: «Бутылки не вскрывать, фрукты и овощи не резать, длинные машины не подавать». С чем это было связано?
- Длинные машины она не любила, потому что в них холодно и неудобно. А что касается бутылок и прочего… Согласно райдеру, организаторы должны были обеспечивать ей в гримерке дорогое спиртное, свежие продукты питания, всевозможные чаи-кофеи и т.д. Но она практически никогда ничего не ела и не пила. После концертов все это собиралось в сумки и увозилось к ней домой на Украину. Бывало, эти сумки таскали за ней по всему гастрольному маршруту, и под конец их набиралось столько, что в самолете возникал перевес по багажу. Зачем она это делала – я никогда не понимала.
- А как Ротару вывозила заработанные деньги из России на Украину?
- Это не составляло никакого труда. У нас только простых граждан трясут на таможне. А ее никто никогда не проверял. Она улыбалась и без всяких деклараций проносила в сумке огромные суммы. А если ее вдруг что-то смущало, она отдавала сумку мне. Когда Ротару находилась на Украине, деньги переправлялись ей либо через администраторов, у которых была налажена курьерская связь, либо через две московские фирмы. В эти фирмы я за один раз привозила в пакете по 300-500 тысяч долларов. Ехала в машине одна, без охраны. Спрашивается, зачем мне было обманывать организаторов и выманивать у них какие-то смехотворные суммы?! При желании я могла инсценировать ограбление и присвоить сразу полмиллиона. Но мне это и в голову не приходило.
- Почему же вы возили такие большие деньги без охраны? Не боялись, что вас на самом деле ограбят? Был же случай, когда у вашего администратора вытащили из машины 65 тысяч долларов, и вам пришлось возмещать эти деньги («ЭГ» № 6, 2009).
- За охрану нужно было платить. Ротару этого делать не хотела. «Это твои проблемы», - говорила она. А мне и так постоянно приходилось платить за нее из своего кармана. Например, когда мы выезжали на гастроли, и в аэропорту происходила задержка рейса, Ротару шла покушать в ресторан. Насколько я знаю, директора других артистов в таких случаях выставляли счет организаторам концерта. Но мне было неудобно говорить людям: «Вы попали еще на 200-300 долларов». Они и так платили Ротару нереальные гонорары. Мне было проще рассчитаться самой. Во время злополучного осеннего тура 2008 года я даже добавляла свои деньги к ее гонорару. Когда мы выстраивали маршрут, ее категорически не устроил гонорар 50 тысяч долларов, который предлагали в Челябинске. Она соглашалась ехать туда только за 55 тысяч. И чтобы выполнить ее требования, я отказывалась от своего вознаграждения за этот город плюс еще отдавала ей деньги, которые мне удалось дополнительно выторговать в другом городе. Короче, как говорят администраторы, пускала сумму на круг.
- На суде вас обвиняли в обратном – в присвоении денег, полученных в качестве предоплаты за концерты Ротару. Куда же девались эти деньги?
- На самом деле все, что я получала от организаторов, я полностью отдавала артистке. Это была обычная практика, когда предоплата вносилась задолго до концерта. Таким образом организаторы хотели застолбить за собой право привезти Ротару в тот или иной город. Если планы артистки вдруг менялись, и в оговоренный срок она не могла приехать, как правило, деньги обратно не возвращались, и концерт просто переносился на другое время. Например, организатор из Краснодарского края, заплатив предоплату, целых два года ждал приезда Ротару. Но, когда осенью 2008 года из-за скачка курса доллара образовалась недостача, артистка сделала вид, что ни за какие будущие концерты денег от меня не получала, и отказалась их отрабатывать. Прежде мы много раз с ней ругались. Я неоднократно увольнялась. А на следующий день снова возвращалась. Чего только за 10 лет не было! Я рассчитывала, что и в этот раз каким-то образом найду с ней общий язык. Предлагала ей все-таки отработать эти концерты и забрать в счет погашения недостачи всю мою зарплату. Но она даже слушать меня не хотела. И я никак не могла на нее повлиять. Ведь факт получения ею денег не был нигде документально зафиксирован.
- Неужели за столько лет Ротару ни раз не попалась ни на каких нарушениях?
- Ты не поверишь, никто и никогда даже не пытался ее на чем-то поймать. Настолько сильное влияние имело имя Ротару и ее авторитет. По сути, ее концертная деятельность в России - чистой воды нелегальное гастарбайтерство. Тем не менее, она все эти годы спокойно гастролировала по всей стране. И чувствовала себя настолько безнаказанной, что даже отказывалась участвовать в концертах для Федеральной налоговой службы России. «Мне это не нужно, - говорила Ротару. - Я буду выступать для налоговиков только на Украине». Правда, в прошлом году она неожиданно начала дружить и с российскими налоговыми органами. Приехала и отработала у них на концерте. А на последнем «Золотом граммофоне» ей даже вручал награду начальник управления досудебного аудита ФНС Даниил Егоров. Не иначе, как это связано с намерением Ротару снова поехать в гастрольный тур по России. Уверена, что все будет делаться по той же схеме с «черным налом». И все опять будут закрывать на это глаза.
* * *
Я связался с сыном Софии Ротару Русланом Евдокименко и попросил его прокомментировать заявления Ольги Коняхиной о получении его мамой гонораров «черным налом» и уклонении от уплаты налогов.
- Я не хочу обсуждать грязь, которую Коняхина льет на нашу семью, - заявил в ответ Руслан. - Мы бы тоже могли рассказать много правдивой информации про этого человека. Но нам не нужна такая реклама. Мы занимаемся своим делом и не пиарим себя на грязи. Если Коняхина считает, что ее несправедливо осудили, пусть подает жалобы в правоохранительные органы! При чем здесь София Михайловна?! Разве только при том, что Ольга, прикрываясь ее именем, брала у людей деньги, которых потом больше никто не видел. Фактически она подставила Ротару. После всего этого Коняхина еще позволяет себе давать какие-то интервью и в чем-то обвинять Софию Михайловну. Такое ощущение, что она сама не понимает, что говорит. Может, она просто не в себе?
Михаил ФИЛИМОНОВ, «Экспресс-Газета»
Последний раз редактировалось Вячеслав Серёгин, 22.02.2011 в 17:09.
|