Вдохновение: лови, а то убежит!
Важнейшее правило творчества, да и не только творчества: никогда не откладывать «на потом». Перефразируя известную истину: идея – это блюдо, которое подается горячим. Если упустить момент, пыл остынет, энтузиазм улетучится, а вдохновение испарится. Муза не терпит промедлений и отлагательств. К тому же, использовать всякий момент озарения и подъема – верный путь оседлать свой творческий поток.
Вдохновение, надо сказать – это самая обыкновенная вещь. Нет в нем ровным счетом ничего загадочного и таинственного и всякий живой человек отлично с ним знаком, хотя, вероятно, об этом не подозревает. Почему-то (я подозреваю, что сами художники, писатели, музыканты и прочие артисты внесли свою лепту в такое положение вещей) вдохновение считается чем-то необъяснимым, сверхъестественным и почти магическим. Это не слишком хорошо, потому что обожествленное, возведенное в ранг чуда вдохновение делается недосягаемым, недоступным «простым смертным», оставаясь прерогативой крохотной горстки «избранных». Эта вопиющая несправедливость напоминает шаманизм и спекуляцию дождем. Разница между «творцами» и «нетворцами» состоит не в наличии и отсутствии вдохновения, а в тонкостях его использования.
Творческие люди просто поднаторели в правильном «употреблении» вдохновения, а заодно в превращении чего угодно в это самое вдохновение. Но самое главное, они узнали, что это такое. В самом деле, как понять, куда идти, если неизвестно, что искать?
Вдохновение, как любое ощущение или состояние, не так просто описать. А. Берг замечательно высказался на тему вдохновения. Он говорил: «Когда я сочиняю, то чувствую себя Бетховеном и лишь потом понимаю, что я в лучшем случае Бизе». То есть в мгновения душевного подъема (не обязательно со знаком «плюс») внутренняя самокритика замолкает, и такая свобода позволяет начать работать и постепенно войти в творческий транс.
Творческий транс – это состояние наивысшей концентрации, погружения и вовлеченности в процесс. Такого состояния никак по-другому не достичь, кроме как работой в одухотворенном расположении духа. Именно в сочетании этих двух факторов и кроется секрет творчества. Вдохновение и работа. Если работать без вдохновения, придется тяжело и настоящей одержимости никак не добиться. А если вдохновенно лежать на диване, можно достичь разве что творческого сна.
Собственно, причина творческих неудач лежит там же. Либо работаем без вдохновения, либо упускаем нужные состояния. Состояния эти приходят к нам в течении дня не единожды. Будь вы на пике жизненного счастья или на дне глубокой депрессии – эти мгновения наивысшего напряжения чувств, тем не менее, можно использовать. Это все равно вдохновение.
Раньше и мне казалось, что для вызова вдохновения нужны как минимум полнолунная ночь, кладбище и растертый в порошок бивень молодого мамонта. У меня ушло много времени на то, чтобы понять: вдохновение не нужно звать оно приходит само. Нужно просто внимательно слушать себя и следить за порывами души и сердца. Можно спокойно наслаждаться любимым сериалом и не прекращать творческий процесс, потому что наша жизнь – это все сразу: и маленькое и большое, и главное и второстепенное и никак при всем нашем неодолимом желании одного от другого не отделить. Поэтому так часто можно слышать от творцов: «это мне приснилось», «а эта идея пришла мне в троллейбусе», «это я сочинил, сидя на унитазе»… Это нормально. Более того, так и должно быть. Творцы и гении – такие же люди, как и все остальные, и понять это крайне важно. Как только приходит такое понимание, появляется свобода, легкость, и наносной антураж творчества как мистического процесса исчезает, а мы становимся ближе к настоящему творчеству, но не его мифическому и бутафорскому подобию.
Если полагать, что все творцы богоподобны, а вдохновение – это дыхание ангелов, то ничего толкового сделать не получится просто из-за страха и неуверенности. Все проблемы от незнания. Или от сознательно созданного информационного вакуума, который, конечно, очень выгоден адептам искусства. Жрецы никогда не горели желанием делиться своими секретами (которые неизменно были элементарными) и этим поддерживали свой авторитет. Так что внимайте пока не поздно, а то я того гляди вступлю в ряды великих людей искусства и тогда тоже не захочу делиться ни с кем сокровенными знаниями.
|