продолжене
Джон Грэй в книге "Марс и Венера начинают сначала" пишет о четырех "целительных эмоциях": гневе, скорби, страхе и сожалении. Если их вовремя не прожить при расставании, в других отношениях они вернутся вновь - и человек замкнется в "неспособности получить желаемое, неуверенности в своих чувствах и нерешительности в принятии обязательств". Сегодня, считает Грэй, мужчине дозволено по-настоящему ощущать только гнев; три другие эмоции говорят что-то об уязвимости, а потому находятся под "социальным" запретом.
Статья Станислава Раевского "Аналитическая психотерапия как забота о себе": "В современной культуре мужчины значительно меньше обращаются за какой-либо врачебной помощью, чем женщины... Такое обращение кажется слабостью, потому что разрушает миф о способности самому справляться со своими психологическими трудностями. И, конечно, мужчинам необходимо больше силы и решимости для того, чтобы проявлять заботу о себе".
В романах XVI века герои в доспехах плакали, целовали друзей при встрече, и вообще - их эмоции были на редкость бурными. Александра Суприянович в статье "Слезы рыцаря" исследовала мужские слезы в средневековых эпосах. Выяснилось, что рыцарю не просто не запрещалось проявлять чувства - их отсутствие в важных ситуациях считалось признаком мужской слабости! При этом проливать слезы в разлуке с любимой было "по-мужски", а вот плакать, прощаясь с матерью, было нежелательно: нашедший свою любовь рыцарь воспринимался как взрослый мужчина, а тот, кто не хотел покидать мать, казался остальным слабым и несамостоятельным мальчиком.
Сейчас часто рассуждают и о слабости мужчин, и о мужской хрупкости при стрессах. Но в современном мире есть стойкие, совсем не хрупкие мачо, которые никогда не выражают эмоции, зато запросто могут оскорбить жену. Молчаливый героизм - не знак силы, а скорее роскошь культуры офисных клерков, страдающих гиподинамией. У того, кто воевал в тяжеленных доспехах, каждый день подвергался опасности и вообще был как-то ближе к физическому миру, вряд ли оставались силы еще и на сдерживание эмоций. Но я не призываю всех тут же начинать рыдать - вовсе нет. Ведь, в конце концов, рыцари не только плакали, но и действовали: любили и побеждали. А тех слез, которые наворачивались на их глаза от бессилия, не видел никто.
|