Показать сообщение отдельно
  #117  
Старый 04.04.2012, 17:59
Аватар для Вячеслав Серёгин
Вячеслав Серёгин Вячеслав Серёгин вне форума
Живу я здесь
 
Регистрация: 01.10.2009
Сообщений: 73,358
По умолчанию продолжение

ВЫВОДЫ КОМИССИИ

(Цитируются по справке, приготовленной для Ильи Клебанова, по дан-
ным Министерства обороны.)

Катастрофа произошла вследствие детонации части боевого запаса в
первом торпедном отсеке лодки, что повлекло обширное разрушение прочного
корпуса в районе первого и второго отсеков, нарушение герметичности пе-
реборок третьего и четвертого отсеков, что привело к быстрому - 110-120
секунд - затоплению лодки и гибели экипажа.

Анализируя причины, которые могли бы повлечь такой взрыв, можно в
качестве основных назвать следующие:

1. Детонация боезапаса (ракеты, торпеды, закрепленные на специали-
зированных стеллажах или устройствах быстрого перезаряжения) при механи-
ческом воздействии. Например, срыв изделия с мест крепления при мощном
динамическом ударе корабля о твердую поверхность на скорости 40 км/час.
В тех условиях это могло быть столкновение с дном, спровоцированное по-
терей лодкой плавучести вследствие ошибки управления или быстрого затоп-
ления носовых отсеков.

2. Детонация части боезапаса (ракеты, торпеды) при взрывном воздей-
ствии. Таковым могло быть прямое поражение корпуса АПРК боевой ракетой
или торпедой в районе первого отсека с последующим воздействием ударной
волны на одну или несколько боевых частей, закрепленных на стеллажах
вдоль борта.

3. Подрыв одной из боевых частей накладным зарядом, эквивалентным
200-300 граммам тротила.

4. Детонация на борту АПРК свободного водорода, вследствие утечки
его из аккумуляторных батарей, пожар и, как следствие, детонация части
боекомплекта.

Имеющиеся в распоряжении специалистов Военно-морского флота РФ за-
писи гидроакустических приборов указывают на то, что в районе гибели
АПРК "Курск" было зафиксировано три взрыва. Первый - в 7.30 утра 12 ав-
густа: малой мощности: до 300 граммов ВВ (взрывчатого вещества - "!".) в
тротиловом эквиваленте. Второй - через 145 секунд - большой мощности: до
1700 кг ВВ в тротиловом эквиваленте. Третий - через 45 минут 18 секунд -
малой мощности: до 400 граммов в тротиловом эквиваленте.

Первый и второй идентифицируются с местом обнаружения АПРК "Курск"
с круговым вероятным отклонением 150 метров. Третий был зафиксирован
примерно в 700-1000 м от точки, где находится АПРК "Курск".

Также акустические приборы зафиксировали между первым и вторым
взрывом сильный шум, который можно идентифицировать как шум проникающей
в прочный корпус воды.

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что версия о по-
ражении АПРК "Курск" боевым изделием, взрывом водорода или минно-взрыв-
ным способом представляется не имеющей в данный момент достаточных дока-
зательств. Так как в этом случае необъясним временной промежуток между
двумя первыми взрывами.

Имеющиеся данные указывают на то, что вероятной причиной детонации
боекомплекта в первом торпедном отсеке могло стать столкновение АПРК
"Курск" с дном Баренцева моря, которое последовало после первого взрыва
в 7.30 12 августа. На дне отчетливо виден след от лодки длиной около 120
метров. Полное отсутствие каких-либо попыток экипажа лодки за последу-
ющие 145 секунд воспользоваться каким-либо спасательным средством или
средствами аварийной сигнализации свидетельствуют, что управление лодкой
было потеряно в первые 10-20 секунд после начала катастрофы.

Это могло произойти только вследствие быстрого затопления (выгора-
ния) второго командного отсека, состоящего из четырех уровней общим объ-
емом до 500 кубических метров.

Маловероятно столь масштабное поражение АПРК взрывом малой мощнос-
ти, который был зафиксирован в 7.30. По данным НПО "Рубин", где проекти-
ровалась лодка, прочность ее корпуса и запас живучести позволяют сохра-
нить управление кораблями этого типа при поражении одного из отсеков уп-
равляемым оружием, имеющим мощность до 500 килограммов в тротиловом эк-
виваленте.

Этот взрыв правильнее рассматривать не как причину гибели АПРК
"Курск", а как один из признаков развивающейся катастрофы. По данным
конструкторов, такой взрыв мог быть вызван механическим поражением одно-
го из баллонов высокого давления, располагающихся между легким и прочны-
ми корпусами в районе переборки между первым и вторым отсеками.

В этом случае версия столкновения АПРК "Курск" с подводным объектом
становится наиболее вероятной.
Ответить с цитированием