окончание
Музыка Шахиди, несомненно, связана невидимыми узами со всей культурой предков, она ею пропитана насквозь. Более того, она из неё выросла. Хотя каким-то чудесным образом она органически связана и с европейской симфонической академической традицией, пришедшей к таджикам не столь давно. Остается загадкой, как таджикскому композитору удается соединить, казалось бы, несоединимое – европейскую музыкальную пластику со стилистикой сугубо таджикской национальной музыки, со свойственным ей высоким эмоциональным накалом, с её, порой, надрывающим душу содержанием, с вкраплениями отзвуков народных таджикских мелодий, с классическими традициями «Шашмакома» и национальной эпической поэзии (да-да, для меня безусловно присутствие эпического духа «Шахнаме» в этом произведении Шахиди!).
Это музыка, в которой чувствуется биение напряженного пульса современной жизни и краски мира давно ушедшего, воспоминания о котором живут в генах представителя народа, создавшего одну из самых неповторимых древних цивилизаций, оказавшую мощное благотворное воздействие на формирование и развитие культур многих сопредельных народов.
Эпический размах симфонической поэмы «Садо» сменяют то драматические, то лирически нежные мелодии балета «Смерть ростовщика», сразу напомнив о классической повести С.Айни. Торжественно приподнятая тональность балета «Сиявуш» (на диске помещен «Танец юношей» из этого балета) и «Шествия вельмож» (из балета «Рубаи Хайяма»), тревожные звуки битвы, чреватой трагедиями («Черные войны»), соседствуют со светлой, прозрачной мелодией, напоминающей звонкие переливы журчащей в горной реке прозрачной воды («Вариация Ситоры» из балета «Рубаи Хайяма»). Звуки горной лавины, обвала (симфоническая картина «Дариус») сменяются мелодией торжественного марша, жизнеутверждающего, насквозь прошитого нежными лирическими мелодиями в национальном духе.
В одной из статей о творчестве Толиба Шахиди я с удивлением прочитала такие, несколько смутившие меня, слова, в которых мне почудилось не совсем точное понимание предмета, о котором мы говорим: «…его (Толибхона Шахиди) стиль нельзя отождествлять с современным европейским стандартом того, каким должен быть композитор из стран Востока… Шахиди не стремится быть цивилизованным «дикарём» и «варваром», эффектно дополняющим антураж современной World Music».
Какое снисходительное превосходство звучит в этих словах! Видно, для автора в качестве эталона существует только одна цивилизация – европейская, которая и диктует некие «стандарты» того, каким должен быть или не быть восточный композитор. На мой непросвещенный взгляд композитор (любой!) должен отвечать только одному ожиданию любителей музыки – быть профессионалом, ни на кого не похожим, со своим неповторимым голосом, а вовсе не соответствовать (и лучше не соответствовать!) неким выдуманным «стандартам».
Толиб Шахиди и есть, слава Аллаху, талантливый, нестандартный композитор, органично сочетающий в своем творчестве европейский академический симфонизм с непростым ладом классической ирано-таджикской музыки, корнями уходящей в глубокую древность. В этом причудливом сочетании и состоит, пожалуй, неповторимая особенность стилистики симфонических произведений замечательного таджикского, глубоко национального, а потому внятного и представителю любого другого народа композитора Толибхона Шахиди.
Трек-лист:
1. САДО - симфоническая поэма
СМЕРТЬ РОСТОВЩИКА. Фрагменты из балета
2. Вариация Кори-ростовщика
3. Адажио
4. Адажио-дуэт
5. Царица денег и смерть Кори
СИЯВУШ. Фрагмент из балета
6. Танец юношей
РУБАИ ХАЙЯМА. Фрагменты из балета
7. Шествие вельмож
8. Вариация Ситоры
9. Черные воины
ОРКЕСТР МАРИИНСКОГО ТЕАТРА
Дирижер Валерий ГЕРГИЕВ
10. Концерт для кларнета с оркестром. Cолист - Игорь Федоров
11. ДАРИУС - Симфоническая картина
12. Торжественный марш
Produced by Shakhidi&Sons
© 2012 ЗАО "Империя Музыки". Дистрибьюция: "Фирма МЕЛОДИЯ".
Звукорежиссер Владимир Рябенко. Ассистенты звукорежиссера: Юрий Егоров и Федор Наумов
(Концертный Зал Мариинского театра, оркестр Мариинского театра; Март 2011). Звукорежиссеры записи Лондонским Симфоническим Оркестром - Jonathan Stokes & Neil Hutchinson (компания “Classic Sound”; Август 2010). Мастеринг - cтудия Владимира Осинского (Москва). Отдельная благодарность за содействие и большую дружбу заместителю генерального директора Мариинского театра ФАТИМЕ МИСИКОВОЙ.
|