![]() |
История русского цирка
http://www.bisound.com/index.php?nam..._file&id=50814
Валерий Леонтьев- Куда уехал цирк ![]() Под веселый звон поддужного колокольчика лихо врывается на манеж тройка запряженных медведей. Величаво правит ею ямщик — медведь. Начинается представление четвероногих артистов. Медведи — канатоходцы, акробаты, жонглеры, эквилибристы. Один номер сменяет другой. Вот два медведя на ринге — они боксеры. Состязание ведется по всем правилам. В огромном зрительном зале нет равнодушных, и победителя награждают бурными аплодисментами. В этот восторженный гул врывается рокот моторов, который становится все слышнее, и на манеж на мотоциклах въезжают косолапые гонщики. Они стремительно мчатся по кругу. От ярко светящихся фар над огромным затемненным амфитеатром скользят лучи, и зрители покорены скоростью, с какой проносятся подопечные всемирно известного создателя и руководителя «Медвежьего цирка» Валентина Филатова. Это и есть цирк (от латинского circus — окружность, круг) — один из самых любимых видов искусства. В основе циркового искусства лежит трюк — сложное для исполнения и эмоционально впечатляющее действие. ... Зритель видит прославленных жонглеров — брата и сестру Кисе: Виолетта, стоя на одной руке на голове партнера, другой бросает обруч, а ногами кружит палку; Александр в это время жонглирует четырьмя предметами. Сохраняя такое сложное сочетание движений, они в финале направляются за кулисы. Какой же исключительной волей, сосредоточенным вниманием, тончайшим чувством равновесия, мастерством нужно обладать, чтобы с такой кажущейся легкостью выполнять сложнейшие, почти фантастические действия! Подобное возможно только в цирке, чей язык прежде всего язык трюков. Совокупность таких действий-трюков в сочетании с музыкой, хореографией, словом, внешним оформлением образует цирковой номер, а их соединение — программу; при наличии сюжетной канвы — цирковой спектакль. Искусство цирка — одно из самых древних. Как и театр, оно возникло из трудовой, обрядовой, военной деятельности людей (см. ст. «Древнейшие формы театральных представлений»). В Европе XI — XVI вв. на ярмарочных площадях увеселяли народ бродячие комедианты. В кругу, образованном зрителями, артисты показывали мастерство акробатики, гимнастики, жонглирования, разыгрывали комические сцены. С XVI в. в Европе получили распространение школы верховой езды — истоки одного из видов будущего цирка — конного. |
![]() ![]() С середины XVIII в. появляется высшая школа верховой езды, где мастерское управление конем и искусство конной дрессировки достигают особого совершенства. Выдвигаются берейторы — наездники, дрессировщики, которые во главе небольших конно-акробатических групп выступают на временных манежах для публики. В 1770 г. бывший английский кавалерист Филип Астлей (1742 — 1814) построил в Лондоне Школу верховой езды, преобразованную им в 1780 г. в специальный «Амфитеатр Лстлея». С него историки ведут начало современного профессионального цирка. В том же году Астлей построил филиал этой школы — «Английский амфитеатр предместья Тампль» в районе Парижа. В программу кроме конных номеров входили выступления акробатов, гимнастов, клоунов; ставились пантомимы. Пантомимы получили широкое распространение в XIX в., привлекая сюжетами, откликавшимися на важнейшие события своего времени. В 1807 г. братья Л. и Э. Франкони построили в Париже новое здание и назвали его «Олимпийский цирк». С этого времени цирком стали называться специальные здания для акробатических, гимнастических, эквилибристических, клоунских и других выступлений. Выступления шли на круглом манеже диаметром 13 м (размер диктовался особыми требованиями конного цирка). Это капитальные сооружения с куполообразными крышами и рядами зрительных мест, расположенными амфитеатром вокруг арены. Другой тип цирков — передвижные, разборные — шапито. Они представляют собой шатер с брезентовой крышей. В центре шатра — манеж, под брезентовым куполом находятся необходимые механические устройства. Сборка и разборка шапито производится быстро. |
Цирк
![]() В Америке существуют передвижные трехманежные цирки, где артисты показывают свои номера на трех аренах. Это поражает зрителей грандиозными масштабами, количеством выступающих артистов и животных. В цирках Китая, Японии, Индии коренными жанрами были акробатика, эквилибристика и жонглирование, отличающиеся своеобразием пластики и сложнейшими трюковыми сочетаниями, ярко выраженным национальным колоритом. Непременной составной частью представлений были фокусы. Сейчас в большинстве крупнейших городов Западной Европы нет постоянных цирков. Передвижные цирки редко задерживаются в одном городе больше недели. Как правило, цирковые номера держатся на сенсациях, на демонстрациях трюков, нередко грубо унижающих достоинство человека, а то и подвергающих его жизнь опасности. Но есть в цирках Западной Европы и Америки и первоклассные мастера. |
Как развивался профессиональный цирк в России
![]() Цирк А.А.Никитина на бывшей Екатеринославской ул.Харькова ![]() А.А.Никитин (1843-1917) ![]() Как развивался профессиональный цирк в России? В начале XIX в. большинство цирковых предпринимателей и артистов были иностранцами. Со второй половины XIX в. появляются отечественные цирки. Создателями первого русского цирка были братья Аким (1843 — 1917), Дмитрий (1835 — 1918) и Петр (1846 — 1921) Никитины — выходцы из семьи бывшего крепостного крестьянина Александра Никитина. Они начали свой путь артистов, выступая на улицах под музыку шарманки, на которой играл их отец. В 1873 г. они открыли небольшой цирк в Пензе, который имел успех у публики. Затем Никитины открывают цирк в Саратове (1873) и во многих других провинциальных городах. С 1911 г. Никитины прочно обосновались в Москве в собственном каменном здании на Большой Садовой. Теперь в этом здании, конечно переоборудованном, находится Театр сатиры. У Никитиных, как и в других цирках России того периода (С. Чинизелли в Петербурге, А. Саламонского в Москве, на Цветном бульваре, Труцци в крупных провинциальных городах), формировались целые поколения выдающихся русских артистов, многие из которых впоследствии вписали памятные страницы и в историю советского цирка. Это знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович (1863 — 1934) и Анатолий Леонидович (1864 — 1916) Дуровы. |
Знаменитые клоуны-сатирики
![]() Знаменитые клоуны-сатирики, дрессировщики братья Владимир Леонидович (1863 — 1934) и Анатолий Леонидович (1864 — 1916) Дуровы. Их шутки, меткие остроты принимались зрителями восторженно. Представления с участием этих клоунов ожидались с нетерпением и повсюду проходили с необычайным успехом. Большой любовью зрителей пользовалась Дуровская железная дорога... Вот раздается за кулисами гудок паровоза, и на манеже появляются настоящие, только маленького размера паровоз и вагоны. Верхом на паровозе — Владимир Дуров. Поезд приближается к платформе. Состав встречает французский бульдог — начальник станции. Крыса звонит в колокол, возвещая приближение поезда. Из вагона с любопытством выглядывают пассажиры: морская свинка, собаки, куры, барсуки, муравьед, журавль, павлин. И юные зрители, и взрослые узнают их, и со всех сторон навстречу веселому поезду несутся звонкие голоса привета. Впрочем, пожалуй, с большим, чем ребята, удовольствием взрослые аплодируют обезьяне-машинисту, водяной крысе-стрелочнику, носухе-телеграфистке. Вот к платформе приближается багажный вагон. Разгрузка вагона сопровождается бичующим комментарием: гнилые шпалы — инженерам, рваные штаны с вывернутыми пустыми карманами — министру финансов и др. Публицистическая меткость, смелость высказывания — особенности творчества выдающихся клоунов, составившие традицию русской и советской клоунады. Большим успехом у публики пользовались выступления Виталия Ефимовича Лазаренко (1890 — 1939). Он соединил сатирические номера клоунады с акробатикой. Популярными в русском цирке, рядом с Дуровыми и Лазаренко, были клоуны Альперовы, братья Таити, Бим-Бом. Успешно выступали на манежах страны русские артисты во всех жанрах. Среди них были широко известны канатоходец Ф. Ф. Молодцов, конники разных профилей: семья Гамсахурдия, П. С. Крутиков, В. Т. Соболевский, Н. Л. Сычев, П. А. Федосеевский; атлеты и борцы: И. М. Поддубный, И. М. Заикин, Н. А. Вахтуров, П. Ф. Крылов, И. В. Шемякин, выходившие победителями из соревнований с прославленными чемпионами мира и Европы; акробаты Винкины; велофигуристы Подрезовы (по сцене Польди); жонглеры К. и М. Пащенко, жонглер на лошади Н. А. Никитин и другие. |
Октябрьская революция — исторический рубеж в истории русского цирка
![]() ![]() ![]() Сохраняя и совершенствуя техническое мастерство, доставшееся в наследство от предшествующих поколений артистов русского цирка, современные мастера арены значительно развили художественное мастерство. В новых номерах создатели и исполнители демонстрируют технически сложные трюки. Но виртуозность, совершенство исполнения трюка не являются самоцелью, а служат раскрытию художественного замысла. Сохраняя высокую честь цирковой династии Дуровых, с успехом многие десятилетия выступали представители этой славной фамилии. Традиции гуманной дрессировки Дуровых продолжил укротитель хищников, пионер смешанной дрессировки Николай Гладильщиков (р. 1895). Советский укротитель Борис Эдер (1894 — 1970) воспитал целую плеяду выдающихся советских артистов-дрессировщиков. Удивительной отвагой и артистическим изяществом покоряла зрителей дрессировщица львов Ирина Бугримова (р. 1910). Степан Денисов (р. 1941) заставляет тигров исполнять сложные трюки. Большую группу различных хищников демонстрируют Вальтер и Марица Запашные. Им послушны львы, тигры, леопарды, пантеры, рыси. Постоянное восхищение рождали смелые выступления гимнасток под куполом цирка сестер Кох. Удивительным и покоряющим было всегда мастерство иллюзиониста Эмиля Кио (1894 — 1965), его чудеса без чудес. Его дело продолжали сыновья. Восторженно встречали во всем мире «Медвежий цирк» Валентина Филатова (р. 1920). Памятны конные номера Б. Манжели, удалые конные состязания М. Туганова, лихие и темпераментные выступления наездников-джигитов Кантемировых. Очень своеобразны были выступления акробатов на верблюдах КадырТулям, а также артистов-канатоходцев под руководством Р. Абакарова и руководством Я. Гаджикурбанова. Поэтичен вдохновенный, элегичный аттракцион канатоходцев Волжанских. Даже этот перечень лишь некоторых номеров свидетельствует о высоком и разнообразном мастерстве артистов бывшего советского цирка. Источником пополнения советского цирка новым артистическими силами являлось Государственное училище циркового и эстрадного искусства, основанное в 1927 г. Оно берет свое начало от Мастерской циркового искусства, созданной в Москве в 1926 г. Это училище — одно из лучших в мире специальных учебных заведений по подготовке артистов цирка. |
BillElecРџСЂРѕРёDisnKjelнитоЧистцыплELITOlmeР*РѕСЃСЃNSfkCaprAVTOSTAR
AcidР?РјРјСѓJazzKarmрастсклапредMitsДлинPinnФолоPowe1282BasiBrau BorkSubtAdvaЛитР*МанжЛитР*ЛитР*ЛитР*KareР*РѕСЃСЃРґРІРёР¶WindР?СЃРїРѕPeteРҐСЂСѓС‰ тренForeСемеБурссемистенPeteзапоЗахаBonuBangClubSergдельМила DaviRichChanРљСѓСЂР±LemmFionБароПеткLuciTrasР*адиФормавтоМишиСмир СодеБалаР*ыжоNashАлекMicrМороГероблизмедимесямесямесяхудоJenn RaghRawsWithБудьWillинтетрудМалынемеDiantuchkasЧереСоде |
Часовой пояс GMT +3, время: 11:51. |
vBulletin® Version 3.6.8.
Copyright ©2000 - 2025, Jelsoft Enterprises Ltd.
Перевод: zCarot